5 лет назад
Магжан Жумабаев, биография которого наполнена непростыми испытаниями, — талантливый поэт ХХ века. Он заплатил жизнью за преданность и любовь к Казахстану. Узнаем подробнее о жизни и творческой деятельности тонкого лирика и пылкого патриота.
Фото: wikipedia.org
В судьбах великих сыновей нации отражается ее судьба. Этот тезис по праву касается жизненного пути Жумабаева (1893–1938).
Мағжан Жұмабаев родился в семье знатного человека — волостного управителя, бия Бекена из племени атыгай. Семья на момент рождения третьего сына Магжана находилась на севере Казахстана, в урочище Сасыккуль (Петропавловский уезд).
Магжан — сын Бекена от узбечки Гульсум — первой жены. Отец позаботился, чтобы дети были хорошо образованными. Первоначальные знания Магжан получил в отчем доме. В четыре года начался его путь в мир филологии. С ранних лет Жумабаев изучает арабский, персидский и турецкий языки, знакомится с шедеврами восточной литературы.
В 12 лет будущий поэт поступил в петропавловское медресе. Магжан Жумабаев прошел средний этап получения мусульманского образования и поступил в медресе «Галия». К тому времени ему исполнилось семнадцать.
Чтобы получить высшее образование, Жумабаев перебрался в Уфу. Здесь талант молодого человека заметил словесник Галимджан Ибрагимов — будущий классик татарской литературы. Под его чутким руководством Магжан начинает литературные опыты.
Через год после завершения обучения в медресе выходит дебютный сборник поэзии Магжана Жумабаева «Шолпан». Поэт пленил революционную казахскую интеллигенцию, стал для нее кумиром и светочем патриотизма.
В Омской учительской семинарии, куда Магжан вступил в 1913-м, особый литературный талант Жумбаева замечает академик Григорий Потанин и директор учебного заведения Александр Сидельников. Они берут его под свое покровительство, потому что талант молодого человека несомненен. В юном даровании видят второго Чокана Валиханова.
Миржакип Дулатов помогает Жумабаеву выучить русский язык. Казахский поэт знакомится с произведениями русской и европейской литератур. В этот период формируются эстетические и национальные взгляды сына казахских степей. Он стремится служить родине, поэтому выбирает журналистскую стезю — пишет статьи и публикует свои поэзии в газете «Казах».
Тогда же разворачивается и набирает силу движение «Алаш», под крылом которого собираются национально сознательные представители казахского народа. Жумабаев — активный участник общества «Бирлик» и редактор журнала «Балапан».
1918 год — период гражданского противостояния большевиков и патриотов. По приказу руководителей «Уш жуз» талантливого поэта арестовывают. Долгие семь месяцев писатель просидел в Омской городской тюрьме. Спасся чудом: карающий меч революции по необъяснимым причинам миловал Магжана.
Некоторое время после освобождения казах занимается журналистикой, а затем переезжает в Ташкент, где с 1922-го преподает в Казахско-киргизском институте, обучает будущих учителей. В этот период на страницах периодики («Шолпан», «Акжол», «Сана») поэт публикует стихи.
Анатолий Луначарский приглашает талантливого казахского ученого, педагога и писателя преподавать в Московском институте востоковедения. Одновременно Жумабаев совершенствует знания в Литературном институте. Талант казаха замечает русский поэт-символист Валерий Брюсов. Ему импонирует поиск молодым поэтом собственного литературного почерка.
В этот период деятель казахской литературы:
Фото: wikipedia.org
В конце 1930-х гг. Жумабаев Магжан возвращается в Казахстан. Он преподает в Петропавловске, активно публикует свои произведения. В рядах большевиков начинаются первые преследования творческих людей, вызванные обвинениями в пантюркизме и национализме.
В 1929 году против Магжана Жумабаева сфабриковали дело. Его заключили в Бутырку, а затем сослали в Карелию. О поэте заботилась вторая жена — Зулейха Жалтырова. Его первая супруга скончалась во время родов.
На плечи Зулейхи пали хлопоты по освобождению любимого мужа из лагеря. Ее трепетная любовь к поэту, самоотверженность описаны С.Бакеновым в повести «Верность». Эта смелая женщина обратилась к Максиму Горькому с письмом от Магжана, отбывающего наказание в лагере СЛОН. Скостить срок лагерных работ с 10 до 7 лет помогла жена Горького — Екатерина Пешкова, работавшая в Красном Кресте.
В 1936 году Жумабаева освободили. Однако на свободе он пробыл немногим более года. В декабре 1937 года его арестовывают в Алма-Ате, а через три месяца расстреливают в застенках НКВД.
Имя великого поэта и его творчество возвращены народу в 1960 году благодаря стараниям Зулейхи Жумабаевой.
Читайте также: Ахмет Байтурсынов: биография
Портрет Магжана Жумабаева 1917–1922 гг. часто сравнивают с образом Есенина: волнистые волосы, пылкий и глубокий взгляд. Что же известно о творческом наследии Магжана Жумабаева?
Поэтическое наследие основателя новой казахской литературы прошло испытание временем и доказало свою художественную ценность. Ее главные особенности — тонкое лирическое переживание мира, разноплановые художественные образы.
Его творчество оказало могучее влияние на всю казахскую литературу послеабаевского периода. Ранние поэтические произведения творца не известны. Еще во время учебы в семинарии Жумабаев пишет первые лирические произведения, исполненные лиризма. Это качество творческого почерка Жумабаева проявилось в первом сборнике его стихов «Шолпан» (1912). Главная героиня поэзии этого периода — родная степь, природа Казахстана.
Вот некоторые стихотворения, которые представляют интимную беседу поэта с родным краем:
Веяния революции 1917 года пробудили в нем патриотические чувства. Поэт ощущает связь с родной землей, указывает на необходимость возвращения к национальным истокам.
Жумабаев обращается к героическим страницам национальной истории. В его поэмах оживают Абылай-хан и батыр Баян, Асан Кайгы.
Поэт говорит о Казахстане как о прародине кочевников: в поэме «Батыр-Баян» и поэзии «Домбра» Жумабаев создает образ легендарной земли Турана. Автор призывает не забывать о чести и доблести, геройстве — качествах, которые должны проявляться в потомках тюрков.
Эту же мысль реализует поэт в стихотворении «Прошлое», где обращается к истории джунгарского порабощения. Жумабаев призывает народ сбросить оковы неволи. Позднее эта тема была продолжена в поэме «Сказка» о султане Сыздыке — сыне Кенесары Касымова.
Во времена обучения в Московском литературно-художественном институте Жумабаев обращается к поэтике символизма. Он стремится познать запредельное и выразить суть явлений в символах. Жумабаев заявляет о себе как о непревзойденном лирике, размышляющем о непростой судьбе беззащитной женщины, которую шариат делает бесправным, бессловесным существом, униженным и гонимым даже родными и близкими.
Фото: wikipedia.org
Поэт-гуманист, Магжан Жумабаев отстаивал права угнетенных. Он болезненно переживал кровавый путь революции, стремился увидеть в туманном будущем достойную жизнь казахов. Именно это делает его творчество таким ценным и важным для развития культуры Казахстана.
К столетию писателя на его родине установили памятник. Многие школы и улицы сегодня носят почетное имя Магжан Жумбаев. Стихи на русском этого выдающегося поэта с упоением читают в разных государствах. Народ проявил внимание и уважение к великому сыну нации.
Читайте также: Шамши Калдаяков: биография